Писатели запутались в иностранных терминах
19 января 2004 года

Справка "Коммерсанта". Татарский ПЕН-центр — подразделение Всемирной ассоциации писателей, или Международного ПЕН-клуба, основанного в 1921 году в Великобритании (аббревиатура PEN в переводе с английского расшифровывается как «поэты, эссеисты, новеллисты»). Писатели Татарстана организовали свой ПЕН-центр в 1995 году, через год вошли в Международный ПЕН-клуб, для того чтобы вывести татарскую литературу на мировую арену и привлечь внимание сообщества к национально-культурным проблемам Татарстана. На Всемирном конгрессе писателей в 2002 году ассамблея делегатов вынесла резолюцию по российскому закону об унификации алфавитов в РФ, запрещающему латинскую графику, назвав его «направленным на сокращение многообразия культур и лингвистического плюрализма». Также ассамблея писателей настаивала на том, «чтобы правительство Российской Федерации гарантировало процесс беспрепятственного восстановления татарской письменности на основе латинского алфавита в Татарстане».

Андрей Битов признал, что материальной и политической силы ПЕН-клуб не имеет, как, возможно, и его декларации с резолюциями. «Но дело в том, что по-настоящему объединяться могут только свободные люди, и сила ПЕН-клуба — в осознании этого», — заявил писатель. Проблема свободы в современном российском государстве стала ведущим моментом его высказываний. Глобализацию, или унификацию, как главную мировую и российскую тенденцию господин Битов назвал «вязким, сладким асфальтом, в который закатывают всех и вся, сглаживая трещинки, выемки, индивидуальные особенности». Местных членов ПЕН-центра во главе с драматургом Туфаном Миннуллиным более всего заботили индивидуальные особенности и права Татарстана, петербургский же писатель рассуждал о процессе в целом.
Со всех точек зрения выходило, что главный враг человеческих свобод — государство и его законодательство. Присутствовавший на конференции юрист Борис Пантелеев смело назвал закон о языках «безумным», закон о днях воинской славы России, устанавливающий день празднования Куликовской битвы, — «неряшливым и безалаберным». Татарские писатели охотно с ним согласились. Вопросы политкорректности как таковой особого развития не получили: Андрей Битов определил этот термин как порождение американское, а стало быть, не заслуживающее доверия. Местные ПЕН-клубовцы вообще старались этого слова избегать, и из их рассуждений о мирном сосуществовании культур становилось понятно, что с названием книги и конференции они погорячились, спутав политкорректность с толерантностью. Туфан Миннуллин вообще всячески подчеркивал, что иностранные термины ему глубоко чужды. Рассказывая о том, что президенту России Путину «доносят на ПЕН-центр как на масонскую организацию», татарский драматург с возмущением объяснял, что вообще понятия не имеет, что такое «масонская организация».
ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА,"Коммерсантъ-Волга-Урал"